Организация автобусных перевозок пассажиров в международном сообщении
Разработкой нормативных документов, регламентирующих международные автобусные перевозки пассажиров, в течение многих лет занимается Комитет по внутреннему транспорту ЕЭК ООН. С учетом предложений Международного (Римского) института частного права была разработана и заключена в Женеве в 1973 году Конвенция о договоре международной автомобильной перевозки пассажиров и багажа (КАПП). Республика Беларусь присоединилась к данной Конвенции в 1993 г. Многие положения Конвенции нашли свое отражение в двусторонних и многосторонних межправительственных соглашениях о международном сообщении.Нормативным документом определяется, что:
• пассажиром считается лицо, которое перевозится индивидуально или в составе группы;
• автобусом считается автотранспортное средство, предназначенное для перевозки пассажиров и имеющее более 9 мест для сидения, включая место водителя;
• перевозчиком считается предприятие или организация, уполномоченные компетентными органами своего государства выполнять международные перевозки пассажиров автобусами;
• международной перевозкой пассажиров автобусами считается перевозка, которая осуществляется, по меньшей мере, с пересечением одной государственной границы;
• маятниковой перевозкой считается перевозка нескольких групп пассажиров в определенные сроки с территории одного государства и, следовательно, перевозка тех же пассажиров автобусами того же перевозчика обратно в государство их первоначального отъезда. При маятниковой перевозке первый рейс «обратно» и последний рейс «туда» в основном являются порожними;
• нерегулярной перевозкой считается каждая международная перевозка пассажиров, не попадающая под определение «регулярной» или «маятниковой» перевозок;
• международные перевозки пассажиров выполняются по дорогам и через пограничные переходы, открытые для международного автомобильного сообщения и только перевозчиками и автобусами, зарегистрированными на территории одной из договаривающихся стран.
Международные автобусные перевозки пассажиров в нерегулярном сообщении могут быть организованы по следующим схемам:
• «маятниковые перевозки» – многоразовые перевозки, организованные для доставки из одного и того же пункта отправления в один и тот же пункт назначения заранее организованных групп пассажиров;
• «кольцевой тур при закрытых дверях» — автомобильные перевозки пассажиров, выполняемые на одном и том же пассажирском автомобильном транспортном средстве, которое перевозит одну и ту же группу пассажиров по всему маршруту и доставляет их в тот же пункт отправления;
• перевозка «в пункт назначения с пассажирами, обратно без пассажиров» — перевозка, при которой пассажиры перевозятся в пункт назначения, а при возвращении в транспортном средстве находится только экипаж;
• «транзитные перевозки» — перевозки в отношении определенной страны, если они производятся через территорию этой страны и являются частью автомобильной перевозки пассажиров, пункт отправления и назначения которой находится в других странах, и если на территории этой страны без специального разрешения не производятся ни посадка, ни высадка пассажиров;
• «прочие перевозки» — перевозки, при которых рейс в пункт назначения осуществляется без пассажиров, а возвращение — с пассажирами, а также другие автомобильные перевозки пассажиров, которые не могут быть отнесены к иным перечисленным в настоящем пункте схемам перевозки.
Выполнение регулярных международных перевозок пассажиров осуществляется при наличии разрешений от компетентных органов стран, по территории которых проходит автобусный маршрут. Для получения такого разрешения перевозчик должен представить через компетентный орган своей страны компетентным органам других стран заявку, где должен указать:
- наименование и место нахождения перевозчика;
- маршрут движения автобуса;
- пункты перехода государственных границ;
- перечень остановок для посадки и высадки пассажиров;
- места остановок автобусов для питания пассажиров, их отдыха, ночлега, экскурсий и т.д.;
- срок (сроки) выполнения перевозок на регулярной линии;
- расписание движения автобусов с указанием расстояния в километрах между остановками, а также к пунктам, где производится пограничный и таможенный контроль;
- тарифную плату за перевозку пассажиров и багажа в валюте тех государств, на территории которых производится посадка и высадка пассажиров;
- особые условия выполнения перевозок пассажиров:
- даты начала и окончания эксплуатации автобусной линии;
- обоснование целесообразности эксплуатации автобусной линии.
Выданное разрешение содержит все перечисленные данные маршрута, указанные в заявке, и является действительным на участке маршрута, проходящего по территории страны, его выдавшей.
Перевозчик, выполняющий международные перевозки на автобусной линии, обязан опубликовать, по крайней мере, за две недели до открытия линии условия перевозки, тариф и расписание движения автобусов во всех государствах, на территории которых находятся остановки для посадки и высадки пассажиров. Информация должна быть опубликована в каждом государстве, по территории которого проходит автобусная линия, на его языке и в соответствии с порядком, принятым в этом государстве. Прекращение или ограничение по инициативе перевозчика перевозок на регулярной автобусной линии может иметь место лишь при условии уведомления о таком решении компетентных органов стран, по территории которых проходит эта линия, по меньшей мере за 30 дней и после публикации об этом в указанном выше порядке. Водитель автобуса, осуществляющий международные перевозки по автобусной линии, должен иметь заверенные оригиналы разрешений стран, по территории которых проходит маршрут.
Разрешений не требуется на выполнение нерегулярных перевозок пассажиров автобусами в случаях, если группа одного и того же состава перевозится на одном и том же автобусе в продолжение всей поездки, начинающейся и заканчивающейся на территории той страны, где зарегистрирован автобус.
При выполнении маятниковой и нерегулярной перевозки водитель должен иметь список пассажиров.
Порядок организации перевозок туристов в международном сообщении на автобусах, как правило, устанавливается соглашениями, заключаемыми между компетентными органами договаривающихся стран.
При выполнении международных автобусных перевозок не допускается перевозка пассажиров, пункты посадки и высадки которых находятся на территории одной и той же страны. В отдельных случаях это может происходить лишь с разрешения заинтересованных стран.
Свидетельством заключения договора перевозки является документ, называемый билетом на международную перевозку автобусом, который может быть именным или на предъявителя. Билеты должны быть напечатаны на языках государств, в которых находятся начальные и конечные пункты регулярной автобусной линии, и содержать указания, что при перевозке соблюдаются условия, изложенные в международных нормативных документах.
По международным автобусным маршрутам должны курсировать автобусы с мягкими откидными сиденьями, имеющие багажное отделение. Вместимость автобуса определяется перевозчиком, исходя из количества мест для сидения.
Автобусы, выполняющие международные перевозки, должны иметь надписи фирменной принадлежности и боковые указатели с наименованием начального, основных промежуточных и конечного пунктов маршрута. Надписи на маршрутных указателях выполняются на белом фоне буквами красного цвета, на двух языках государств начального и конечного пунктов.
Все документы, необходимые для осуществления международных перевозок пассажиров, должны находиться у экипажа автобуса и предъявляться по требованию должностных лиц, осуществляющих контроль.
Комментариев нет:
Отправить комментарий